ENG
 
От первого лица

Асиф Хан: ты должен открыть в себе творца, когда никто не верит, что твоя идея реальна

27 Ноября 2018

Мастер междисциплинарных проектов на стыке архитектуры, искусства и новейших технологий, архитектор и художник из Великобритании Асиф Хан выступил на секции «Креативная среда и урбанистика». Его лекция, посвященная экспериментальной архитектуре в свете международных мероприятий, собрала порядка 450 человек в главном атриуме Эрмитажа. Мы успели задать несколько вопросов автору «самого черного здания на Земле».

Вы говорите об архитектуре, которая должна адаптироваться к людям, но все ваши проекты иновационны и, можно сказать, не имеют отношения к жизни горожан. Кроме того, многие из них временные. Есть ли какая-то связь между ними и реальным городом?

Я понимаю почему вы спрашиваете об этом и да, я согласен мы не живем в будущем, но тем не менее, перед вами лежит мобильный телефон, а в руках вы держите ручку – и это продукты совершенного разных эпох.  И нам повезло, что мы живем в то время, когда контактные линзы или импланты позволяют нам лучше видеть, слышать или двигаться, и мы научились лечить ряд генетических болезней. И эти три вещи – генетические перемены, биологические перемены и технологические перемены стали в нашем мире настолько привычными, что мы пользуемся их плодами, уже не замечая их, и это уже в какой-то мере будущее.

Но я думаю, что перед нами стоят по-настоящему важные глобальные вызовы. Это изменения климата, рост населения, запасы еды и вообще наши ресурсы. И мы должны взять на себя ответственность за то направление развития, в котором двигаются города и человечество в целом.

Пока мы находимся в очень удачной позиции – человечество ведет меньше войн, чем мы привыкли видеть за всю нашу историю. И мы можем использовать те возможности, которые дают нам новый рост городов, крупные выставки и мероприятия, такие как ЭКСПО, чтобы развиваться и убедиться, что мы выбрали правильный путь. Но если мы не будем принимать разумных решений, то есть вероятность, что через 2-3 поколения наши потомки уже не смогут пользоваться многими вещами, возможно, даже такими простыми, как возможность посидеть в парке. И я думаю, что творческие люди должны использовать всю свою энергию, чтобы думать о будущем также активно как о настоящем.

Это первая часть вашего вопроса и вторая – мы работаем не только временными, но и над стационарными проектами. Так что мы способны думать о городах совершенно в разном временном масштабе. Например, мы участвуем в проекте строительства нового здания музея в Лондоне – это 22 000 кв. м в центре города, – который должен ответить на вопрос как музей может коммуницировать с городом и какие формы должна принять эта коммуникация (Асиф Хан является одним из авторов проекта, благодаря которому музей расширит свои площади на территории Смитфилдского рынка, расположенного неподалеку от существующего здания музея, - прим. редакции).

Также мы делаем центр современного искусства в Алматы.  Это проект редевелопмента бывшего советского кинотеатра «Целинный». (Открытие музея запланировано на 2020 год, - прим. редакции). Вы можете сказать, что это обычный проект, но наша главная цель заключается в том, чтобы дать посетителям возможность осознать, идентифицировать себя в новом мире. Мы хотим, чтобы при встрече с современным искусством они пережили те же сильные эмоции, какие испытывали люди, когда они впервые смотрели кино в этом кинотеатре. И мы должны ответить на вопрос – как построить такое здание, чтобы дать им этот опыт. 

Вы работаете с инновациями, которые требуют изучения, но в жестких дедлайнах – как это удается? У вас есть свои инженеры, как вы находите инновационные материалы?

Я работаю в жестких дедлайнах всю свою профессиональную жизнь. И я думаю, самое главное ответить на вопрос, что возможно, а что невозможно в заданных ременных рамках. И иногда важно показать что-то невозможное. Ты можешь сказать, смотрите, это нельзя сделать за этот срок, но это начало чего-то очень интересного. Возвращайтесь через год, но сейчас – это старт. Так что в зависимости от сроков и типа дедлайна я могу порекомендовать клиенту, что лучше сделать. Иногда это стимулирует наше общее воображение и дает возможность придумать что-то совершенно новое. Может быть это хороший совет для студентов – вы не должны пытаться найти все ответы, вы должны создать проект правильно задав вопросы.

Как это сделано технически? Вы находите специалистов, у вас есть постоянные партнеры?

В моем офисе всего 20 сотрудников, большинство из них архитекторы. Между тем, широкий диапазон проектов, с которыми я работаю, предполагает сотрудничество со специалистами в таких уникальных областях, как, например, физика и музыка. Например, мы работали с музыкантом Брайаном Ино и астрофизиком Кэтрин Хейманс при строительстве павильона Великобритании на Astana Expo 2017.

Я, как правило, знаю я знаю достаточно о том, как устроены и работают многие технологии. Конечно, это не экспертные познания, это некое начальное знание, которое не исключает сотрудничество с инженерами и ученными. В разных проектах я сотрудничал со специалистами, которые работают со стеклом, с камнем, углеродом и т.д. Моя задача не столько в том, чтобы знать, сколько в том, чтобы понимать, чего я не знаю. И знать, где это найти. И хотя интернет всегда быстрее, ты по-прежнему должен иметь представление обо всех существующих возможностях, а интернет может тебе помочь в этом.

И хотя сотрудничество со специалистами очень важно, но иногда ты должен открыть творца в самом себе, потому что никто не верит, что твоя идея реальна. А для этого ты должен обладать разнообразными знаниями в областях за пределами архитектуры – гуманитарными, экономическими, геополитическими знаниями и верить в свой замысел. Поэтому, к сожалению, и в тоже время к счастью для архитектора, он должен постоянно обучаться и получать новые знания. В этом его ценность и красота профессии.


Изображения: .


Подпишитесь
на рассылку Архсовета Рассылка анонсов для прессы

публикации по теме

 
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ ...
 

E-mail:
Имя:
Подписаться на рассылки:

Задайте свой вопрос

Обратите внимание, что редакция портала «Архсовет Москвы» оставляет за собой право на свое усмотрение публиковать, только выборочные вопросы. Нажимая на кнопку «Отправить» вы автоматически соглашаетесь, что принимаете все правила публикации на данном ресурсе.